Болонка, сдохни! Эссе о психоанализе, театре и кино

Опубликовано

В первый день весны 2021 года в «Литературном бюро Натальи Рубановой» вышла моя книга с оптимистичным названием «Болонка, сдохни!» Эссе о психоанализе, театре и кино.
*
Публицист и психоаналитик фрейдо-лакановского направления, участница международных театральных проектов, Елена Груздева рассказывает о субъекте то, что может знать только практикующий психоаналитик.
Реконструируя истории героинь классической литературы, ее «пациентками» становятся шекспировская Офелия, Хлоя из романа Бориса Виана «Пена дней», а также героини документальной оперы, прототипами которых стали пожизненно заключенные женщины из Качановской колонии.
Некоторые эссе, которые вошли в сборник «Болонка, сдохни!», находятся на стыке психоанализа и кино, содержат психоаналитическую лексику, сейчас этот жанр называют кинопсихоанализом. Фильмы являются хорошим современным материалом для анализа, поэтому автор часто их использует в психоаналитической практике.
Несмотря на название, книгу нельзя отнести к фем-литературе, хотя в фокусе исследования находится женский субъект. В эссе «Болонка, сдохни!», давшем провокативное название сборнику, на примере популярного в 80-е годы прошлого столетия английского сериала «Вдовы», снятого по сценарию Линды Ла Плант, и его одноименного ремейка Стива МакКуина автор анализирует представительниц второй волны феминизма и показывает, что с женщинами, попавшими в подобные условия, происходит сегодня.
Эссе подобраны и расположены не случайным образом, они развивают и дополняют общую идею сборника – это заявление о положении субъекта в современном мире на языке психоанализа. Акцент ставится на положение женского субъекта, исследованию которого автор посвящает основное время своей деятельности.

О сборнике

После скоропостижной, но не безвременной, смерти героя, о которой так сокрушались ревнители классического текста, что не сумели ее толком оплакать, на сцене внезапно появилась она. Офелия, Нимфея, Болонка… По правде сказать, ее внезапное появление было не столь уж внезапным. Ее выход тщательно подготавливался сменой политической повестки, обострением феминистической оптики, навязавшей обществу новый вкус гендерной идентификации, и впоследствии размывшей ее вовсе. Времени на это ушло немало, ценой голоса порой служила сама жизнь. В кровопролитной борьбе с мужским всевластием она оказалась в свете рампы, напуганная вниманием и ответственностью, стала заявлять о себе все громче и громче, не гнушаясь интимных подробностей и сокровенного опыта. И можно было бы возмутиться и прокричать Да какого черта! Куда ты лезешь? Но бессмысленность подобного жеста видна в самой своей основе, речи противников тонут в волнах глубинного знания — Она всегда была здесь.
Она всегда была здесь, потому что извечна сама природа желания. Желания любви и смерти, в котором субъект через другого ищет ответ на вопрос о своем бытии. Болонка кое-что знает об этом поиске. О невыносимой утрате любимого, о тоске и отчаянии встречи, об одиночестве и боли, будучи оставленной Отцом, забытой и преданной мужем, но не утратившей зов той границы, которую принято называть «меж двух смертей». Женский субъект, интересный автору психоаналитического исследования, выстраивает отношения с символическим порядком предельно честно, без обиняков, не закрывая дыры означающих ни своим телом, ни своим выбором.

Инна Данчева, филолог, психоаналитик

Книгу уже можно приобрети в электронном или бумажном варианте в импринте «Литературного бюро Натальи Рубановой», скоро она появится на Amazon, OZON, Bookmate и др. магазинах, так что заказать можно будет из любой точки мира.
Сборник проиллюстрирован фотографиями Антонины Симоновой, Анастасии Мантач и Алексея Товпыги. Редактор проекта – Наталья Рубанова.
Ссылка на лендинг с описанием https://ridero.ru/books/bolonka_sdokhni
Литературное бюро Натальи Рубановой https://ridero.ru/imprint/rubanova